История

Уже древневавилонским мастерам было знакомо ремесло декорирования тканых материалов нанесением на них цветных узоров. А первое письменное упоминание о нем сделано Плинием Старшим.

Нанесение рисунка на ткань

Нанесение рисунков на ткань было тогда экономичной заменой вышивки, а затем стало самостоятельным искусством. Раскрашивание холстов выполнялось примитивными перьями и кистями. В Средневековье получило распространение искусство «набивных» рисунков. Для них использовались деревянные клише: мастер прикладывал их к ткани и молотком «набивал» узор.

В Иране такие ремесла существуют и по сей день, занимая в текстильном производстве место наравне с прославленным персидским ковроткачеством.

В XVIII веке делаются первые шаги к механизации этого процесса и в конце его, появляется первое устройство для печати на тканях деревянными, а позже — металлическими валами с выгравированным узором.

В начале XIX века такие станки появляются и в России, в Иваново-Вознесенске. А уже через 20 лет большинство мануфактур обоих российских столиц оборудуется новыми механизмами.

Ручная «набивка» тканей сохранилась, как отдельный вид декоративного и дизайнерского искусства. А в промышленных масштабах используются эффективные, производительные технологии, к которым относятся:

  • механическая текстильная печать гравированными валами
  • метод шелкотрафаретного оттиска плоскими сетчатыми масками
  • ротационный метод
  • аэрография
  • метод прямой печати
  • печать рисунка на ткани переводным сухим способом

Конечный результат конкретного метода зависит от ограничений, которые он накладывает на рисунок. Это требует от дизайнера знания особенностей избранного технологического процесса. Характер получаемых изображений описывается следующими терминами:

  • Грунтовые — красителем покрывается свыше половины поверхности холста.
  • Белоземельные — площадь нанесения красок не превышает половины поверхности холста.
  • Темные тона по более светлому фону.

Способы создания изображений печатью на текстиле делятся на несколько видов:

  • Пигментная печать. Пигментный краситель специальным связующим приклеивается к поверхности холста.
  • Вытравные. На грунтованный холст наносится краситель с добавками, обесцвечивающими грунтовую краску.
  • Резервные. Рисунок наносится на холст составом, к которому не прилипает краска фонового цвета.

В текстильное производство перешли полиграфические методы печати:

  • Растровый. Напоминает способ создания полутонов в газетной печати.
  • Трехцветный. Полутона образуются смешением в растре точек из трех базовых цветов.

В большинстве случаев применяется текстильная печать по белому холсту, как более простая.

Ручной способ

Уникальные дизайнерские эффекты, богатство красок,Ручной способ печати по текстилю рельефность узоров, интенсивность фоновой расцветки достигаются при единичном производстве авторских работ многократным ручным нанесением красителей деревянными клише:

  • Заготовка для печати натягивается на деревянную раму.
  • Материя предварительно смачивается, а затем высушивается для улучшения натяжения.
  • Мастер набойщик, набирая равномерно на печатную форму порцию красителя из ящика, прикладывает ее к поверхности материи и производит печать на ткани ударом молотка по форме.

Совпадение фрагментов узора при переносе штампа или набивке последующих цветов достигается сделанными на краях рамки метками. Процесс повторяется применением соответствующих штампов столько раз, сколько цветов в рисунке:

  • Первым наносится контур узора.
  • После него по очереди набиваются цветовые оттенки от светлых к темным.
  • Очередной цвет наносится после высыхания предыдущего.
  • В завершение холст окрашивается грунтовым фоном.

Печать гравированными валами

Этот метод позволяет создавать с высокой Печать гравированными валамипроизводительностью сложные и тонкие геометрические узоры. Для него изготавливаются металлические валы с рельефным рисунком. Длина их окружности зависит от раппорта — периода повторения узора, достигая 1 м. Существует несколько способов их изготовления:

  • Ручной. Трафарет узора на кальке плотно прикладывается к валу из меди. Рисунок обводится сульфидом натрия, протравливающим контуры узора. Их углубляют ручным резцом, а внутри элементов рисунка прорезают штриховку или точечный растр.
  • Молетирный. Молета — твердый печатный вал из закаленной стали. Рельефный узор на него переносят прессованием с промежуточного гравированного вала трафарета. Затем рисунок углубляется протравливанием в азотной кислоте и молета закаляется.
  • Пантографом — копировально-масштабирующим устройством переводят увеличенное изображение с бумаги, прорезая его с уменьшением на печатном валу, покрытым кислотостойким составом. Узор углубляют алмазом и протравливают в кислоте.

Достоинством механической печати валами являются точность и четкость рисунка, формируемого из линий и точек растра, но имеются и недостатки:

  • Сложность получения горизонтальных линий.
  • Появление муара при несовпадении шага растра и нитей материи.

Глубина гравирования зависит от особенностей тканого холста. Например, для тонких тканей неприменимы глубоко вытравленные узоры. Для шерсти же используется глубокая гравировка.

  • Краситель наносится на валы печатного механизма, а излишек его снимается.
  • Тканое полотно проходит серию валов с красителями последовательно от светлых тонов к темным.
  • Нанесение на ткань краски происходит прижатием полотна к гравированному валу промежуточным валом «грузовиком».
  • В заключение наносится фоновый цвет.

Точность наложения деталей узора и цветов достигается независимой регулировкой валов в трех плоскостях. Производительность таких машин достигает 40 м/мин. Современные станки помимо процесса печатания осуществляют и сушку ткани, давая на выходе готовый продукт.

Шелкотрафаретный метод

В России этот способ, родиной которого является Япония, известен с 1930-х. При переходе от ручного к механизированному процесс шелкотрафаретной печати стал именоваться ФФ-печатью (фотофильм-печатью).

В основе ручного метода лежит продавливание красителя резиновой линейкой «раклей» через пленочный трафарет с прорезанным рисунком. Трафарет закладывается в деревянную рамку с капроновой сеткой и прижимается к рабочему холсту. Сетка для шаблона должна иметь не менее 50 ячеек на см2. Маску трафарет на сетке изготавливают вручную:

  • Наклеиванием вырезанного на фольге рисунка.
  • Рисованием нерастворимыми в воде красками.
  • Вымыванием водорастворимой краски через шаблон негатив.

Современные способы изготовления шаблонов:

  • Прямой фотомеханический. Состав, твердеющий при УФ-облучении, наносится на сетку. Через фотошаблон на него проецируется изображение, незафиксированные участки которого смываются водой.
  • Непрямые и комбинированные способы фотопереноса используют промежуточные маски.
  • Вырезание по пленке или фольге на режущем плоттере.
  • Печать трафарета на сетке специальным струйным принтером.

Для многоцветных изображений применяют соответствующее количество шаблонов. В современном производстве используются исключительно машинные способы ФФ-печати:

  • Полотно ткани, наклеенное на подающую ленту, перемещается по рабочему столу механизма шагами, равными длине раппорта рисунка.
  • На нее опускаются сетчатые шаблоны с разноцветными красителями.
  • Ракельными линейками изображение продавливается сквозь маску трафарета на материал.
  • Ткань поступает в сушильную камеру.

Шаблоны для таких станков изготавливаются фото-способом. Длина раппорта изображения у них достигает 1,5 м. Есть у плоскопечатных машин и недостатки:

  • Невысокая производительность — до 12 м/мин.
  • Большой расход краски.
  • Ограничения для некоторых видов узоров.

Ротационная печать

Этих недостатков лишены ротационные механизмы, где роль сетчатых трафаретов выполняют перфорированные валы, через которые краситель продавливается под давлением на тканое полотно. Но из-за высокой стоимости изготовления ротационных валов шаблонов эти машины используются только крупными предприятиями легкой промышленности.

Методы термопереносаТермоперенос

Эти технологии пришли из Британии, поэтому их еще называют на английский манер термотрансферными. В их основе нанесение изображения на ткань промежуточным носителем, нагретым до 120~190°. Все их разновидности делятся на два основных класса:

  • Аппликация. По сути переводная картинка на бумаге или пленке, краситель с которой при нагреве диффундирует в волокна ткани.
  • Термопринт. Изображение печатается на термотрансферной бумаге лазерным принтером и переводится на текстильную основу в термопрессе-каландре, обеспечивающем требуемую температуру, давление и время воздействия.

Термотрансферная печать на ткани постоянно расширяет сферу своего применения, благодаря бесспорным достоинствам:

  • Работа с любыми текстильными, вязаными, кожаными и полимерными материалами, а также с готовыми изделиями, обшитыми пуговицами, застежками молниями и другой фурнитурой, лишь бы эти материалы выдерживали пятисекундный нагрев до 200°.
  • Нет необходимости изготовления шаблонов.
  • Подготовка изображений и цветоделение на компьютере.
  • Высокая устойчивость изображения.

Кроме того, термотрансферная печать отличается высокой скоростью и оперативностью исполнения.

Сублимационный метод

Одна из разновидностей термопереноса — сублимационная печать на ткани:

  • Изображение распечатывается на специальной бумаге струйным принтером, в который загружены картриджи с сублимационно-дисперсными красителями — они не впитываются в бумагу, а остаются на поверхности.
  • В плоском или каландровом термопрессе на сублимационную бумагу накладывается текстильный материал.
  • Краски под действием высокой температуры испаряются, впитываясь в структуру ткани.

Сублимационная печать в отличие от термотрансферной дает изображение, которое не чувствуется на ощупь. Если струйный принтер позволяет загрузить текстильный образец, то появляется возможность прямой печати изображения.

  • На текстильном материале принтером печатается изображение.
  • Оно закрепляется в печатном каландре или ИК-излучением.
  • Испаряющийся при высокой температуре краситель проникает в структуру ткани.

Сублимационная печать на ткани в рулонах производится в промышленном масштабе на высокопродуктивных станках, работающих по принципу плоттера. Фиксация изображения в них осуществляется ИК-сушкой. Сублимационная печать, цены на которую вполне демократичны, предоставляет возможность как серийного, так и штучного выпуска уникальных авторских работ, корпоративных брендбуковых изделий, подарочных и сувенирных товаров оперативно и с очень высоким качеством.